Марсианин

В рамках pm.Кинозала мы разложили по полочкам проектного менеджмента фильм «Марсианин». Разбирали, в первую очередь, кризис-менеджмент и решение проблем.

Описание фильма

Ты один… воды нет… воздуха нет… температура -60°С… до ближайшего человека 150 млн км… помощь придёт через 575 дней… вероятно…
Это космос. Он недружелюбен. В какой-то момент всё полетит к чёрту, и ты скажешь: «Вот и всё! Мне конец…»
Можешь или смириться с этим, или начать работать.
Вот, собственно, и весь секрет. Ты просто начинаешь. Без паники решаешь одну проблему, затем другую.
И если ты решишь достаточно проблем, ты вернёшься домой.

NASA рассматривает этот фильм как case study: km.nasa.gov/the-martian-as-a-case-study. А мы, во время просмотра и разбора фильма, обнаружили следующие инструменты и процессы кризис-менеджмента и проектного управления:

Краткий обзор проекта

Первоначальная цель проекта: Целью полёта «Арес-III», как и двух предыдущих кораблей серии «Гермес-Арес», являлась высадка людей на поверхность Марса и проведение научных исследований.

Описание кризиса (З события начинающие и усиливающие кризис):

  1. Астронавта Марка Уотни оставляют одного на Марсе во время экстренной эвакуации.
  2. Взрыв одного из воздушных замков, из-за чего погибает плантация картофеля.
  3. Взрыв ракеты с провизией для Марка Уотни.

Итоговый план выходы из кризиса:

  1. Обеспечить питание на 3 года до прибытия следующей миссии Арес-IV:
    • Распределение существующих ресурсов.
    • Организация плантации картофеля.
    • Удобрение грунта.
    • Полив (добыча большего количества воды).
    • Изменение рациона питания в связи с гибелью плантации.
  2. Транспорт в точку прилёта Арес-IV:
    • Увеличение дальности пробега на 1 заряд.
    • Обогрев во время пути.
    • Тесты и проверки.
    • Дорога.
  3. Связь с NASA
    • Поиск PathFinder-а.
    • «Оживление» PathFinder-а.
    • Разработка языка общения.
    • Подключение PathFinder-а к роверу.
  4. Изменение курса Гермеса для возврата к Марсу.
  5. Решение проблем со скоростями и расстояниями для вывода Марка Уотни на орбиту Марса и его перехвата на орбите.

Стейкхолдеры проекта:

# Имя Роль
1. Марк Уотни Астронавт, ботаник, техник-инженер
2. Мелисса Льюис Командир экипажа, Тим-лид, Руководитель проекта
3. Винсент Капур Руководитель программы «Арес». Кризис-менеджер
4. Тедди Сандерс Директор NASA, Руководитель портфеля проектов, Спонсор проекта
5. Энни Монтроуз Директор пресс-службы NASA
6. Рик Мартинес Астронавт, Пилот
7. Бет Йоханссен Астронавт, Программист, Оператор систем
8. Митч Хендерсон Директор управления полётами Гермеса, Руководитель программы «Гермес»
9. Крис Бек Астронавт, Хирург
10. Алекс Фогель Астронавт, Химик
11. Минди Парк Специалист спутниковых коммуникаций, Планировщик спутниковых полётов
12. Брюс Ын Директор лаборатории реактивного движения, Подрядчик
13. Рич Пёрнелл Специалист по астродинамике
14. Гуо Минг Научный директор CNSA. Конкурент NASA
15. Чжу Тао Зам. научного директора CNSA. Конкурент NASA

Классика кризис-менеджмента

Классический кризис-менеджмент, вернее я бы назвал его «осознанный кризис-менеджмент» раскладывается на следующие фазы:

  1. Раннее предупреждение. Мы все знаем закон Мерфи, что если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так! Соответственно мы должны надеяться на лучшее, но готовиться к худшему — это и есть управление рисками проектов.
  2. Понимание проблемы. Многие руководители проектов тянут до последнего, откладывая осознание проблем своего проекта, даже если настроено раннее предупреждение.
  3. Оценка повреждений/угроз. Но потом случается необратимое и нужно менять цели проекта: с получения каких-то продуктов или выгод — на спасение людей и ликвидацию последствий.
  4. Разрешение кризиса. Или вы делаете это управляемо, или ваше окружение делает это за вас, но кризис всё равно разрешается. Разница лишь в том, что при вменяемом управлении кризисом, негативные последствия от него намного меньше, а уважения к вам больше.
  5. Извлечение уроков. Ну, а на этом этапе соскакивают практически все. Проблема решена, и вспоминать и думать о ней больше не хочется. А зря! Самое время собрать весь полученный опыт в стройные знания и изменить свою систему так, чтоб подобное больше не случалось.

Разбор с привязкой ко времени

«Сол» — марсианские сутки, продолжительность которых равна 24 часам, 39 минутам, 35,244 секундам.

Сол Элемент УП Описание

1. Раннее предупреждение

Сол 18 Раннее предупреждение о надвигающемся шторме Фраза командира Льюис «Я видела сводку»
Отслеживание тренда Фраза Минди «Они прислали уточнение»
Решение прекратить проект Командир приказывает эвакуироваться

Начало кризиса

Сол 18 Проблема Марка сбивает антена спутниковой связи
Использование поисковых технических средств Попытка найти Марка при помощи радара
Связи с общественностью. Честное сообщение обществу Пресс-конференция директора NASA Тедди Сандерса «Марк Уотни погиб»
19 Тщательное документирование кризиса Запись Марком всего на видео

2. Понимание проблемы
3. Оценка угроз

 Сол 19 Осознание проблемы и анализ ситуации Воздух, вода, еда, …
Модуль рассчитан на 31 сол. Если генератор сломается, Марк задохнётся, он может умереть от жажды. Если модуль пробьёт — он взорвётся. Если всего этого не произойдёт. У него кончится еда.
Решение выйти из кризиса. Принятие роли локального кризис-менеджера.
В любой критической ситуации лучший выход — действие.
Фраза Марка «Я здесь не сдохну».
 21 Определение базиса ресурсов Расчёт «курицы в кисло-сладком соусе».
План выхода из кризиса. Планирование от конца к началу, базируясь на плановой дате прилёта следующей миссии Модуль рассчитан на проживание 6 человек в течение 31 сола. Было прислано еды на 68 солов на 6 человек. Для одного человека эту еду можно растянуть на 400 солов, если экономить. Нужно вырастить еду на 3 года на планете, где ничего не растёт.
22 Начало реализации плана Очистка помещения
24 Реализация плана Подготовка картофельной плантации
31 Реализация плана Посадка картофеля
36 Решение проблемы с водой Рецепт и план как произвести нужное количество воды
Чувство юмора Фраза «Я ботаник», Разговор с распятием
41 Неправильные расчёты и допущения. Взрыв водорода
Ретроспектива и работа над ошибками Уточняющие расчёты Марка по подаче гидрозина и кислорода.
54 План начинает работать Появилась поросль картошки
Продолжение портфеля проектов
Повторная продажа проекта спонсору
Разговор Тедди Сандерса и Винсента Капура.
Нарушение субординации и принятие ответственности на себя Винсент даёт Минди задание без разрешения сверху
Мониторинг Информация кризисе наконец-то дошла до центра. В NASA поняли, что Марк жив
Осознание кризиса в центре Фраза Тедди «Он умрёт раньше, чем мы ему поможем»

4. Разрешение кризиса

Сол 55 Коммуникации и работа с общественностью Пресс-конференция директора NASA Тедди Сандерса. Честное сообщение обществу
70,71 Продолжение плана. Расчёт маршрута до кратера Скиапарелли Фраза «Из этого дерьма меня вытащит только наука». Скорость 35 км без подзарядки. 50 сол в пути
74 Прототипирование и тестирование Вылазки на марсоходе без обогрева
Решение проблемы обогрева Применение радиоизотопного генератора
76 Чувство юмора Песня Донны Саммер «Hot Stuff»
Коммуникации с обществом. Процедуры и регламенты Ошибка Винсента во время пресс-конференции. Нарушение процедуры. Нельзя говорить «Вернётся домой»
Антикризисный комитет. Конкретные задачи со сроками и ответственными Большое совещание в NASA
78 Получение недостающих ресурсов Сбор урожая картофеля
79 Постановка следующей
задачи — Связь
Решение — найти PathFinder
94 Найден PathFinder
109 PathFinder доставлен на базу
Немедленные действия Благодаря тотальному наблюдению из космоса в центре понимают идеи Уотни. Винсент срочно вылетает в JPL.
Привлечение экспертов и Налаживание связи С помощью экспертов из прошлых проектов передатчик PathFinder-а подключён к марсоходу
110 Брайншторм Придумывание нового языка
общения. Учите ASCII-код
Психологическая работа и Открытость перед командой От команды 2 месяца скрывают, что Марк жив, беспокоясь о их психологическом состоянии. Но потом сообщают, что Уотни жив
128 Чувство юмора Фраза «Утрись Нил Армстронг». Фото Марка для связей с общественностью
134 Взрыв. Кризис усиливается Ошибка Марка. Пользовался только одним шлюзом. Взрыв произошёл из-за износа материи
Форсирование  Новые сроки для доставки еды на Марс
136 Коммуникации и чувство юмора Переписка с командой
154 Отслеживание хода и прогнозирование Новый план рациона питания
Принятие ответственности Ускорение старта. Директор NASA Тедди Сандерс готов ответить за неудачу при старте.
Усиление кризиса Взрыв ракеты с провизией для Марка. Обратите внимание, что директор NASA Тедди Сандерс достаёт перед уходом из ЦУП красную папку. Речь уже заготовлена для обоих случаев.
186 Все хотят помочь, когда ты открыт обществу  Китайское космическое агентство решает помочь с доставкой груза на Марс
Моделирование, проверка гипотезы и презентация прототипа Новая возможность благодаря новым расчётам. Расчёты Рича Пёрнелла на суперкомпьютере Плеяды. Демонстрация Ричем своей идеи
Нарушение субординации №2, использование метода лавины и принятие ответственности на себя Курс Рича Пёрнелла загружен в маршрут Гермеса. Митч Хендерсон готов уйти в отставку.
219 Рутина… бывает и такое в кризисе Начало нудного долгого пути. План — добраться до корабля Арес-IV взлететь на нём на орбиту Марса, где Марка подхватит Гермес
227 Пополнение ресурсов Подхват Гермесом зонда с провизией
461 Продолжение плана и юр. вопросов Космическое пиратство
494 Долгая дорога в кораблю Арес-IV
517, 538 Решение проблемы скорости перехвата План полёта на «кабриолете». Приготовление к полёту
 560  Моделирование  Моделирование перехвата при помощи солонки и перечницы
561 Перехват Марка Уотни на орбите Марса

5. Извлечение уроков

 День 1  Обучение новых астронавтов  Марк начинает преподавать в Школе Астронавтов

Мало? Заходите на AresLive.com, там дополнительное видео о приключениях Марка Уотни. А лучше читайте книгу Энди Вейера «Марсианин». Там и приключений Марка больше, и многие непонятные моменты фильма проясняются.

Также, смотрите альтернативные проектные уроки:

  1. The Top 5 Project Management Lessons From The Martian
  2. 5 Project Management Lessons From The Martian
  3. What can The Martian teach us about project management?

Выводы

  1. Любую проблему можно решить. Из любого кризиса можно выйти. Всё зависит только от вашего желания, ресурсов, времени и, конечно же, удачи.
  2. Действуй. Хорошо помогать тому, кто сам себе помогает.
  3. Узнавайте больше из разных сфер. Уотни невероятно повезло, что он ботаник, что он знает где Pathfinder, помнит шестнадцатеричный код и знает химии, чтобы получить воду из гидразина.
  4. Поймите содержание проблемы и ваши ограничения. Но не переживайте сильно по поводу ограничений. Только благодаря нужде и ограничениям может быть построена креативная команда. Мысль работает только на голодный желудок. Когда «всё в шоколаде», то ничего не хочется.
  5. Декомпозируйте кризис на более мелкие проблемы. И решайте их.
  6. Планируйте и импровизируйте. Правильный вывод не всегда очевиден. Директор NASA несколько раз принимал одни решения, строил планы, а потом импровизировал. Сам Марк Уотни поступал также. Это кризис-менеджмент… особая форма проектного управления.
  7. Относитесь ко всему позитивно. Даже когда вашему проекту кранты — найдите силы и возможности добавить позитивной энергии команде. Это может быть решающим фактором между успехом проекта и неудачей. Хорошее чувство юмора спасает даже с самой безвыходной ситуации.
  8. Коммуницируйте. Налаживайте связь внутри проекта, а также вовлекайте стейкхолдеров, общественность, партнёров и конкурентов.
  9. Командная работа. Один в поле не воин.

Мы и далее будем разбирать интересные фильмы. Благо — смотреть есть что! Для участия в будущих pm.Кинозалах регистрируйтесь в группе Expedition PM.

Добавить комментарий