Аполлон-13

23 июля 2016 года в рамках pm.Кинозала мы разобрали «по косточкам» фильм «Аполлон-13». Это фильм про особую версию проектного менеджмента — про управление проектами с нулевой или даже отрицательной длительностью. Т.е. всё нужно «на вчера». И если команда не примет правильные решения и не выполнит их моментально, то погибнут люди.

Эта версия проектного менеджмента называется «кризис-менеджмент«. Мои самые любимые проекты!

apollo-13Классический кризис-менеджмент, вернее я бы назвал его «осознанный кризис-менеджмент» раскладывается на следующие фазы:

  1. Раннее предупреждение. Мы все знаем закон Мерфи, что если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так! Соответственно мы должны надеяться на лучшее, но готовиться к худшему — это и есть управление рисками проектов.
  2. Понимание проблемы. Многие руководители проектов тянут до последнего, откладывая осознание проблем своего проекта, даже если настроено раннее предупреждение.
  3. Оценка повреждений/угроз. Но потом случается необратимое и нужно менять цели проекта: с получения каких-то продуктов или выгод — на спасение людей и ликвидацию последствий.
  4. Разрешение кризиса. Или вы делаете это управляемо, или ваше окружение делает это за вас, но кризис всё равно разрешается. Разница лишь в том, что при вменяемом управлении кризисом, последствия от него намного меньше, а уважения к вам больше.
  5. Извлечение уроков. Ну, а на этом этапе соскакивают практически все. Проблема решена, и вспоминать и думать о ней больше не хочется. А зря! Самое время собрать весь полученный опыт в стройные знания и изменить свою систему так, чтоб подобное больше не случалось.

Герои фильма Аполлон-13 умело и грамотно решили проблемы своего проекта. У них есть чему поучиться. Вот результаты нашего разбора:

Характеристики проекта

Первоначальная цель проекта: Целью полёта «Аполлона-13», как и двух предыдущих кораблей серии «Аполлон», являлась высадка людей на поверхность Луны и проведение научных исследований.

Заинтересованные стороны:

Имя Роль
Джин Кранц Руководитель проекта, взявший на себя роль кризис-менеджера
Джеймс Ловелл Командир корабля (в проектной терминологии «инженер проекта» — главный носитель технических знаний)
Джон Суайгерт Пилот командного модуля
Фред Хейз Пилот лунного модуля
Томас Маттингли Заменённый пилот командного модуля
Сеймур Либергот Ответственный за системы энергоснабжения и жизнеобеспечения, предложивший перейти в лунный модуль
Эд Смайли Специалист по системам жизнеобеспечения, решивший проблему фильтра углекислого газа
Мэрилин Ловелл Жена командира корабля
Мэри Хейз Жена пилота лунного модуля

Раскадровка

Раскадровка фильма по фазам классического кризис-менеджмента:

Время Какой инструмент или процесс кризис-менеджмена?

5. Извлечённые уроки прошлых проектов

0:01:20 Трагедия на Аполлоне-1
0:03:10 Мечты, мотивация и энтузиазм участников проекта, невзирая на трудности.
0:08:40 Озвучивается стратегия развития организации НАСА и программы Аполлон. Мечтают о компьютере, который поместится в одну комнату 🙂
0:10:00 Назначение капитана корабля на проект. Срок подготовки к полёту — 6 месяцев. Очень малый срок для такого проекта.
0:11:18 Прототипы, тренировки, эксперименты, тренинги — но не количество, а качество!
0:13:20 Резервирование всех систем. Даже у команды корабля есть дублёры.
0:14:25 Анализ прошлого кризиса. Рассказ сыну о причинах трагедии на Аполлон-1.
0:16:20 Взаимоотношения с нашими близкими всегда влияют на проекты, которые мы реализуем. Знаки, намекающие на будущие проблемы — глохнет машина.
0:18:30 Предрассудки вокруг числа «13». С одной стороны кажется, что суеверие и профессионализм — это несовместимые вещи, но с другой стороны — одними из самых суеверных людей на планете являются именно космонавты, профессионализм которых ни у кого не вызывает сомнений. Например, перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм «Белое солнце пустыни». Традиция пошла с экипажа корабля Союз-12. Это была психологически нелёгкая миссия после трагедии на Союз-11, унёсшей три жизни. Перед стартом Лазарев и Макаров смотрели «Белое солнце». Экипаж был сокращён до 2 человек, но после удачного приземления они говорили, что с ними был третий член экипажа — товарищ Сухов, который подбадривал в трудные минуты. Так шутка сделала фильм талисманом, и похоже, довольно удачным. С момента появления красноармейца Сухова на Байконуре ни один космонавт не погиб.
0:20:50 Требуется изменение в команде корабля за 2 дня до пуска. Примечательно, что всё начинается с фразы «Джек, у нас проблема«.
0:25:00 Сыграли личные амбиции капитана корабля, поэтому заменили не всю команду а только Томаса Маттингли заменили на Фреда Хейза. После изменения начинаются проблемы в отношениях людей.
0:29:00 Очередные предрассудки: кольцо Мэрилин Ловелл (жены капитана); жилетка директора полётов Джина Кранца.

1. Ранее предупреждение

0:32:40 Есть в управлении сложными и опасными проектами такой инструмент — Go/No-Go Decision. Это точка принятия решения продолжать ли проект дальше или приостановить его выполнение, а может вообще отказаться от проекта и прекратить его исполнение. С психологической точки зрения, это самый кульминационный момент проекта. Поскольку даже сдача результатов проекта не вызывает столько эмоций, сколько принятие на себя ответственности за решение двигаться или не двигаться дальше, когда от этого решения зависят жизни людей.
0:33:50 Демонстративный взгляд капитана корабля на рычаг «Abort», который при необходимости катапультирует астронавтов, но уничтожит миссию.
0:36:00 Фраза «Тринадцатый, приготовьтесь к режиму 1«. Говорит о слаженных коммуникациях в проекте. Все режимы и ситуации отработаны и пронумерованы. Все однозначно понимают их.
Все системы работают нормально.
0:37:00 Первая проблема в полёте — отказ центрального двигателя. Датчики в ЦУП и на корабле отрабатывают ситуацию и предупреждают о проблеме. Капитан опять визуально фиксирует рычаг «Abort». Но проблема решается быстро путём использования оставшихся 4-х двигателей.
0:39:15 «Мастер-класс» от жены капитана корабля Мэрилин Ловелл на тему «Как общаться с журналистами» — «Горды, счастливы и волнуемся«.
0:42:30 Результат изменений в команде — недоверие к Фреду Хейзу, пилоту командного модуля, при расстыковке-стыковке.
0:48:00 Крайне важная для больших проектов составляющая — PR проекта и его результатов.
0:50:30 Взрыв на корабле. Все индикаторы в ЦУП и на корабле сигнализируют о проблеме. Капитан произносит фразу, ставшую нарицательной «Хьюстон, у нас проблема«.

2. Понимание проблемы

0:51:00 Попытка понять и осознать проблему.
0:54:00 Начало «проекта с нулевой длительностью». Нужен кризис-менеджмент.
Благодаря системам предупреждения и датчикам, все быстро пришли к выводу, что это реальная проблема и начало кризиса, из которого теперь нужно выходить.
0:54:30 Джин Кранц берёт управление кризисом на себя. Всё начинается с фразы «Внимание! Сохраняйте спокойствие«. Отдаёт приказ собрать всех. «Нам нужны идем, а не догадки«.

3. Оценка повреждений/угроз

0:55:20 Оценка повреждений/угроз начинается с вопроса Джина Кранца «Что пока работает нормально?«.
0:56:40 Джин Кранц берёт ответственность на себя и решает прекратить миссию на луну.
0:58:30 Первые решения:
1. Хороним цель проекта
2. Спасаем людей
3. Создать dashboard для кризис-менеджера — «Только главное… У меня должны быть все цифры…«.
4. Попытка быстро решить проблему штатными средствами

4. Разрешение кризиса

1:07:25 «Я хочу, чтоб вы забыли старый план полёта. Нам надо срочно разработать новый план«.
1:08:00 Принимаются решения по уменьшению рисков для команду корабля. Нельзя использовать двигатели командного модуля.
1:09:30 Решение использовать двигатели лунного модуля, невзирая на то, что лунный модуль для этого не предназначен. Но в разрешении кризиса все средства хороши — «Не важно что он должен делать, важно что он может«.
1:17:00 Кризис-менеджмент ещё и в условиях ограниченных ресурсов. Не хватает энергии. Но все силы брошены на решение проблемы ресурсов — «Мы ещё не теряли американца в космосе и не потеряем«.
1:18:40 Моделирование на земле той же ситуации, что и на корабле — «Не давайте мне того, чего нет у них«.
1:20:10 Проблемы с углекислым газом. Нужно вставить квадратный фильтр СО2 в круглое отверстие. Но инженерная мысль безгранична.
1:24:50 Чувство юмора в кризисной ситуации, помогает расслабиться.
1:26:00 Паника в команде. Ссора.
1:27:30 Капитан корабля прекращает сору — «Мы 10 минут бьёмся над проблемой, а нужно вернуться домой живыми«.
1:28:40 Чёткая инструкция по решению проблемы СО2.
1:29:15 Нельзя забывать о важности коммуникаций с заинтересованными сторонами проекта:
1. Пресс-конференция для журналистов.
2. Динамик в доме капитана корабля, транслирующий все переговоры ЦУПа с кораблём для жены капитана.
1:36:00 Протест команды корабля. Срывание био-датчиков.
1:40:30 Всегда будут те, кто прикрывает свою задницу, а не решает общую проблему. Разработчик лунного модуля опять предупреждает кризис-менеджера, что модуль не рассчитан на то, как он сейчас используется. Но не взирая на это, команда собирается решить ещё одну проблему — электроэнергии катастрофически нахватает, и экипажу пришлось отключить бортовой компьютер, но нужно скорректировать траекторию вручную.
1:41:30 Хронометраж астронавты вели с помощью штатных Omega Speedmaster Professional. Ошибка в одну или две секунды в расчете работы двигателя могла бы привести к трагическим событиям, но проблема решена, корабль летит к земле по правильной траектории.
Вообще-то, часы Omega Speedmaster навсегда связали себя с космической историей. Когда-то это были обычные швейцарские часы. А в 1964 г. в магазин часов в Хьюстоне зашли два посетителя приобрести несколько часов разных марок. Были среди них и Omega Speedmaster, которые стоили тогда меньше ста долларов. Покупателями были специалисты НАСА, которые выбирали будущие часы американской космической программы «Apollo». Различные часы придавали тяжелым испытаниям температурой, давлением, электромагнитным излучением и только Speedmaster выдержал все испытания. Таким образом в НАСА выбрали часы, которые способны выйти в открытый космос на руке астронавта.
1:45:10 Мотивация и позитивное мышление в кризисной ситуации — это половина победы. Обнадёживающая история о светящихся водорослях.
1:49:30 Кризис-менеджер регулярно возвращает всех на «путь истинный» — «Мне не нужны оценки, мне нужен план«.
1:50:50 Появилось решение проблемы с нехваткой энергии.
1:51:20 Передача команде корабля решения и внедрение решения в жизнь. Но некоторые операции настолько опасные, что приходится рисковать.
1:59:20 Помощь и взаимоподдержка команды. Капитан подбадривает и согревает заболевшего пилота.
2:02:10 Сантименты по отношению к железякам — «Хороший был корабль. Прощай, Водолей, и спасибо тебе.
2:06:00 И наступает ситуация, когда всё что можно было сделать — уже сделано. И остаётся только ждать и надеяться. Корабль вошел в атмосферу и попал в 3-минутную зону радио-молчания.
2:09:20 «Привет, Хьюстон, это Одиссей! Рады слышать вас снова!»
Так нарабатывается не исчезающий опыт!

Счастливого Вам просмотра! Успешного разбора проекта!

Добавить комментарий