«Целеология УП» или «О правильном построении проектных целей»

Кто не знает, куда идет, может сильно удивиться, попав не туда.
Марк Твен

Чтобы достичь цели, необходимо правильно ее сформулировать. Как показывает практика, этому правилу следуют не все, а даже те, кто знает это правило и пытается следовать ему, часто не понимают, что же такое «правильная формулировка цели».

УП подразумевает последовательное приближение к поставленным целям. А возможно ли достичь цель, если она звучит как «углубить», «повысить», «расширить», но не сказано на сколько?

Давайте рассмотрим маленький пример. Компания решила внедрить у себя систему электронного документооборота (ЭДО). ИТ-подразделению ставится цель «Внедрить систему ЭДО».

Вариант первый: ИТ-шники устанавливают у секретаря ПО для приема факсов в электронном виде и рапортуют — «Выполнено!». Они правы: факс является документом, он теперь принимается в электронном виде и рассылается всем заинтересованным лицам в электронном виде. Цель достигнута?

Вариант второй: ИТ-шники понимают, что это интересная долгосрочная работа и начинают раздувать внедрение. Убеждают руководство, что для внедрения потребуется и «то», и «другое» и «третье». Время идет, все планируемые бюджеты вычерпаны, установлено множество различного ПО, системой толком никто не пользуется, пользователи не довольны, документы постоянно дублируются в электронном и бумажном виде… Но до полноценного внедрения, т.е. до достижения цели, еще далеко.

Проблема в обоих случаях одна — постановка цели. Дело в том, что цель должна быть исчислима либо непосредственно в формулировке, либо в критериях описания цели. В предложенном выше примере цель должна быть разложена на дерево целей. К примеру:

  1. До 1 ноября изучить доступные на украинском рынке программные продукты для систем ЭДО стоимостью до 300$ за рабочее место и представить сравнительную таблицу для принятия решения.
    Исчислимые параметры: «До 1 ноября» — временное ограничение; «на украинском рынке» — территориальное ограничение; «до 300$ за рабочее место» — стоимостное ограничение; «таблицу» — определение формата результата.
  2. Создать прототип на основе выбранного программного обеспечения на 4-х рабочих местах (2 в отделе продаж, 2 в сервисном отделе) и перевести в ЭДО следующие виды документов – перечисление видов.
    Исчислимые параметры: «4-х рабочих местах» — указание количества рабочих мест; «в отделе продаж… в сервисном отделе» — четкое указание подопытных отделов; «следующие виды документов» — видовое ограничение.
  3. и так далее…

При такой постановке цели изначально видно, что нужно получить в результате проекта. Иначе проект развивается самостоятельно, и ни о каком управлении им не может быть и речи.

Подробнее об этой и о других хитростях проектного менеджмента Вы можете узнать на тренинг-семинаре «Управление проектами», который состоится 17-18 сентября 2005 года в тренинговом центре «Бизнес-Сервис»

Анатолий Савин
Консалтинговый центр «Бизнес-Сервис»

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий